По датам

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Введите даты для поиска:

от
до

Выборки

Решение Арбитражного суда Самарской области от 21.05.2014 по делу N А55-25510/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Решения Думы городского округа Тольятти от 19.06.2013 N 1236 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, утвержденные Решением Думы городского округа Тольятти от 24.12.2008 N 1059" в части изменения территориальной зоны земельного участка с "Ж-4" на "Ж-6">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2014 г. по делу № А55-25510/2013

Арбитражный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Харламова А.Ю., судей: Агеенко С.В., Черномырдиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Журавлевым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании 14 мая 2014 года дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СпецСервис", 445142, Самарская область, Ставропольский район, п. Приморский, ул. Центральная, 16; 445008, Самарская область, г. Тольятти, ул. Чайкиной, 71-34, представителю Т.,
к Думе городского округа Тольятти, 445000, Самарская область, г. Тольятти, Центральная площадь, 4,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора:
Мэрии городского округа Тольятти, 445011, Самарская область, г. Тольятти, пл. Свободы, 4,
с участием:
Прокуратуры Самарской области, 443010 г. Самара, ул. Чапаевская, 151,
"о признании недействующим решения" от 14 ноября 2013 года, входящий номер 25510,
при участии в заседании:
от заявителя - Т., доверенность от 3 октября 2013 года;
от заинтересованного лица - Р., доверенность от 29 ноября 2013 года; от Мэрии городского округа Тольятти - Л., доверенность от 30 декабря 2013 года; от Прокуратуры Самарской области - К., служебное удостоверение.
Резолютивная часть решения объявлена 14 мая 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 21 мая 2014 года.

установил:

ООО "СпецСервис" обратилось в арбитражный суд с заявлением от 14 ноября 2013 года, входящий номер 25510, в котором просит суд:
- "признать недействующим решение Думы городского округа Тольятти от 19 июня 2013 года № 1236, в части изменения территориальной зоны земельного участка (г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 8, южное здание, имеющего адрес: ул. Юбилейная, 73) с "Ж-4" на "Ж-6".
При этом в Уточненном заявлении ООО "СпецСервис" указало на то, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует статьям 30 - 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства представитель Думы городского округа Тольятти заявленные ООО "СпецСервис" требования не признал по основаниям, изложенным в Отзыве.
В ходе судебного разбирательства представители Мэрии городского округа Тольятти и Прокуратуры Самарской области возражали против удовлетворения судом заявленных ООО "СпецСервис" требований, при этом изложили суду доводы, содержащиеся в Отзывах.
При рассмотрении настоящего дела суд руководствуется положениями правовых норм, содержащихся в главе 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положениями Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу Федеральных конституционных законов, Федеральных законов, актов Палат Федерального собрания", положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд, рассмотрев материалы дела, изучив и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии со статьями 71 и 162 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав доводы присутствующих в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов настоящего дела, решением Думы городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года № 1059 были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, которое было официально опубликовано в газете "Городские ведомости", № 7(922), 27 января 2009 года.
Данный нормативный правовой акт предусматривает, что Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области являются нормативным правовым актом муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области и муниципальными правовыми актами городского округа Тольятти.
Правила застройки разработаны с учетом "Генерального плана городского округа Тольятти Самарской области на расчетный срок до 2025 года".
Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории городского округа Тольятти - разделения городского округа Тольятти на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
В ходе судебного разбирательства суд установил, что посредством принятия Думой городского округа Тольятти решения от 19 июня 2013 года № 1236 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года № 1059" в указанный выше нормативный правовой акт были внесены изменения, в том числе в части изменения территориальной зоны земельного участка, находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 8, южное здание, ул. Юбилейная, 73, с "Ж-4" на "Ж-6".
Указанный нормативный правовой акт был официально опубликован в газете "Городские ведомости", № 51(1550), 12 июля 2013 года.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ООО "СпецСервис" в суд с рассматриваемым заявлением.
При этом заявитель считает, что поскольку имеют место следующие обстоятельства:
1) Арбитражным судом Самарской области по результатам рассмотрения дела № А55-14777/2008 было принято решение от 29 декабря 2008 года, согласно которому суд решил:
- "признать незаконным бездействие Мэрии городского округа Тольятти, выразившееся в уклонении от проведения процедуры предварительного согласования ООО "СпецСервис" места размещения гостиницы квартирного типа с инженерно-техническим обеспечением, на земельном участке площадью 17 517 кв. м, по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 8, южнее здания № 73 по ул. Юбилейной;
- обязать Мэрию городского округа Тольятти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "СпецСервис" путем рассмотрения по существу в месячный срок его обращения о предварительном согласовании места размещения гостиницы квартирного типа с инженерно-техническим обеспечением, на земельном участке площадью 17 517 кв. м, по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 8, южнее здания № 73 по ул. Юбилейной";
2) согласно акту от 13 февраля 2009 года № 12 был выбран земельный участок под строительство гостиницы квартирного типа с инженерно-техническим обеспечением, на земельном участке, площадью 17 517 кв. м, по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 8, южнее здания № 73 по ул. Юбилейной.
3) постановлением Мэра городского округа Тольятти от 26 ноября 2010 года № 3472-п/1 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1,7517 га, входящего в состав земель населенных пунктов, принадлежащего к зоне Ж-4, для строительства гостиницы квартирного типа с инженерно-техническим обеспечением южнее здания, имеющего адрес: ул. Юбилейная, 73, в Автозаводском районе г. Тольятти.
4) согласно экспертному заключению от 09 февраля 2012 года № 09/5-у, подготовленного филиалом Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", г. Тольятти, указанная территория соответствует требованиям НРБ-99/2009 СанПиН 2.6.1.2523-09, ОСПОРБ 99/2010 СП 2.6.1.2612-10 (пункт 5.1.6), у Думы городского округа Тольятти не имелось предусмотренных Законом оснований для принятия решения от 19 июня 2013 года № 1236 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года № 1059".
Кроме того, в Уточненном заявлении ООО "СпецСервис" указывает на нарушение Думой городского округа Тольятти процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта в части, предусмотренной статьями 31 - 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В свою очередь, указывая на то, что решение от 19 июня 2013 года № 1236 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года № 1059", принятое Думой городского округа Тольятти, не соответствует статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации ООО "СпецСервис" каких-либо пояснений (доводов) в данной части не приводит, подтверждением чего, в том числе, служит содержание Уточненного заявления.
Подвергнув анализу имеющиеся в настоящем деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи суд не усматривает наличие предусмотренных Законом оснований для удовлетворения заявленных ООО "СпецСервис" требований и при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно пункту 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью первой статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 78 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном Законом порядке.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе и нормативных правовых актов, если такое заявление подано организацией или гражданином, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с подпунктом 6 подпункта 1.2 пункта 2 статьи 25 Устава городского округа Тольятти, принятого постановлением Тольяттинской городской Думы от 30 мая 2005 года № 155 (с изменениями, внесенными постановлениями Тольяттинской городской Думы от 22 июня 2005 года № 170, от 11 июля 2005 года № 202) к полномочиям Думы городского округа Тольятти относится утверждение генерального плана городского округа и утверждение правил землепользования и застройки.
Учитывая изложенное, оспариваемое заявителем в части решение от 19 июня 2013 года № 1236 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года № 1059" принято уполномоченным органом.
В оспариваемой заявителем части решением от 19 июня 2013 года № 1236 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года № 1059" изменена территориальная зона на Карте градостроительного зонирования городского округа Тольятти относительно земельного участка, находящегося по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 8, южное здание, имеющего адрес: ул. Юбилейная, 73, с "Ж-4" на "Ж-6" - "зона объектов дошкольного, начального, общего и среднего (полного) общего образования" (пункт 2 статьи 29 Главы 7 Части 2 Решения).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования земельных правоотношений является принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.
Данный принцип корреспондирует принципу деления земель по целевому назначению на категории.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на предусмотренные указанной нормой материального права категории.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из документов территориального планирования является генеральный план городского округа.
Согласно части 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки на соответствие генеральному плану городского округа.
Согласно части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из оснований для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа.
В соответствии со статьей 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Согласно статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Пунктом 1 статьи 29 Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти утверждено приложение № 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти", отображающая границы городского округа и границы территориальных зон.
Материалами по настоящему делу подтверждается, что в Генеральном плане городского округа Тольятти на территории 8-го квартала установлена зона объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования.
Согласно Правилам землепользования и застройки городского округа Тольятти размещение гостиницы квартирного типа на этой территории не предусмотрено.
Генеральный план городского округа Тольятти не был оспорен в установленном Законом порядке, а следовательно, не был признан недействующим или противоречащим действующему законодательству Российской Федерации.
Следовательно, Карта градостроительного зонирования городского округа Тольятти утверждена уполномоченным органом в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответствует Генеральному плану городского округа Тольятти.
В ходе судебного разбирательства представитель Мэрии городского округа Тольятти пояснил суду, что во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2008 года по делу № А55-14777/2008 Мэрией городского округа Тольятти было принято постановление от 26 ноября 2010 года № 3472-п/1 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного южнее здания, имеющего адрес: ул. Юбилейная, 73, в Автозаводском районе г. Тольятти".
При этом данный представитель Мэрии городского округа Тольятти обратил внимание суда на то, что в соответствии с пунктом 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны, в связи с чем ООО "СпецСервис" был выдан Акт о выборе земельного участка от 29 июня 2011 года № 35 для согласования с инспектирующими инстанциями.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Как пояснил суду представитель Мэрии городского округа Тольятти до настоящего времени данный согласованный акт о выборе земельного участка в Мэрию городского округа Тольятти для принятия какого-либо решения ООО "СпецСервис" предоставлен не был.
При рассмотрении настоящего дела заявитель в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств обратного суду не представил.
В свою очередь суд считает, что факт обращения ООО "СпецСервис" в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, получение данным обществом с ограниченной ответственностью экспертного заключения от филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", г. Тольятти, не предоставляет последнему права и не подтверждает использование данным юридическим лицом земельного участка на законных основаниях в соответствии с его назначением, поскольку указанные действия и полученные в ходе этих мероприятий документы не являются правоустанавливающими документами, обязывающими уполномоченный орган принять решение о разрешении строительства.
В соответствии со статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка в аренду для строительства заключается только после принятия уполномоченным органом соответствующего решения.
Такого решения уполномоченным органом не принималось, а в ходе судебного разбирательства заявитель в нарушение требований части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств обратного суду не представил.
Суд отклоняет в качестве необоснованного довод заявителя о несоблюдении заинтересованным лицом процедуры внесения изменений в Правила землепользования и застройки в соответствии со статьями 31 - 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку решение о подготовке изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти было официально опубликовано в газете "Городские ведомости" от 28 апреля 2011 года № 44, а само постановление "О проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки городского округа Тольятти и проекту решения Думы городского округа Тольятти "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти" от 14 сентября 2012 года № 2572-п/1, с указанием даты, времени и места проведения публичных слушаний, было официально опубликовано в газете "Городские ведомости" от 22 сентября 2012 года № 103.
Из материалов настоящего дела следует, что публичные слушания проводились, соответственно: 15 ноября 2012 года, 16 ноября 2012 года и 19 ноября 2012 года в 18 час. 00 мин. по адресам: Самарская область, г. Тольятти, ул. Белорусская, 33, Новый проезд, 2 и ул. Шевцовой, 6.
Кроме того, указанные документы были размещены на официальном Internet сайте Мэрии городского округа Тольятти.
В ходе судебного разбирательства представители заинтересованного лица и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, пояснили суду, что общая продолжительность публичных слушаний составила 68 дней, а следовательно, в течение указанного продолжительного срока заявитель имел возможность ознакомиться с проектом изменений в Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти и принять непосредственное участие в публичных слушаниях при его рассмотрении.
Таким образом, на основании изложенного суд считает, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт был принят в пределах полномочий представительного органа и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и процедура его принятия представительным органом соблюдена.
По результатам рассмотрения настоящего дела суд пришел к выводу о том, что ООО "СпецСервис" в нарушение требований части 1 статьи 65 и статьи 193 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило в материалы настоящего дела надлежащих доказательств в обоснование правомерности заявленных требований, а также доказательств нарушения именно его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности оспариваемым нормативным правовым актом, напротив, заинтересованное лицо во исполнение требований части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнило процессуальную обязанность по доказыванию соответствия решения от 19 июня 2013 года № 1236 Закону, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение судом настоящего дела относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 177, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

решил:

1. Признать решение Думы городского округа Тольятти от 19 июня 2013 года № 1236 в части изменения территориальной зоны земельного участка (г. Тольятти, Автозаводский район, квартал 8, южное здание, имеющего адрес: ул. Юбилейная, 73) с "Ж-4" на "Ж-6", соответствующим статьям 30 - 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
2. В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
А.Ю.ХАРЛАМОВ

Судья
С.В.АГЕЕНКО

Судья
Е.В.ЧЕРНОМЫРДИНА


------------------------------------------------------------------